Лирическое вступление
Так уж случилось, что мне неожиданно поручили за три недели создать слайд-шоу для юбиляра. Не простого - руководителя нашей, достаточно серьёзной организации. С нуля. Высыпали на стол сотню древних и не очень фотографий - и давай мол, твори . Длительное время занимаясь фотографией и видео, поработав с достаточным количеством соответствующих редакторов, я всегда немного снисходительно посматривал в сторону "смешных слайдопрограммулек". Ведь я прекрасно понимаю, что слайд-шоу - это обычный видеоролик, созданный на основе тривиальных фотографий, так или иначе оформленных и приправленных различными эффектами - движением, переходами и прочим. Следовательно, такой ролик можно создать в любом знакомом мне видеоредакторе. Четыре дня ушло на получение сканов и их ретушь в Adobe Photoshop, еще два - на определение хронологии, в которой фотографии следует расположить. А потом... потом я загрузил пару первых фото в Adobe Premiere. Поигрался с анимацией, оформлением и понял, что в срок мне не успеть, даже если по 24 часа в сутки сидеть. Предрассудки долой: надо искать редактор для слайд-шоу! Как известно, когда совсем плохо на душе становится, нынешний Homo Sapiens лезет в Интернет. Там он находит отдушинку, или ему окончательно делают плохо ))). В очередной раз повезло. Довольно быстро наткнулся на образцы слайд-шоу и все следы привели к Proshow Producer (PSP для краткости). Попал на этот вот форум. Быстренько раздобыл и поставил PSP, а потом даже скачал руководство (!). Как все, кто много работает с компьютерами, я придерживаюсь общепринятого в нашей среде правила: RTFM (Read This Fucking Manual). Это означает, что если никак вопрос решить не можешь - попробуй почитать руководство.
Посмотрел видеоурок для начинающих. Первое впечатление от PSP: самое оно! И поработав хоть немного, например, в Adobe AfterEffects, разобраться в идеологии PSP можно за пару часов. Но это в идеологии. А как известно, дьявол прячется в деталях. Вот о них мне и хочется поговорить. Если из этих разговоров выйдет какой-то набор приемов для тех, кто имеет опыт редактирования видео и растровых изображений, но хочет освоить еще и PSP - тема затронута не зря.
Увидел в PSP очень знакомые по названию вещи - маски, ключевые кадры, переходы и стили. Ясное дело - это основа всего. Взял тут же на форуме готовый проект, загрузил в PSP и попробовал разобраться, что и как. Хм... далеко не все так просто и очевидно. Делаешь привычное по знакомым редакторам действие - и опа - ничего не получается. По крайней мере ничего из того, что ожидаешь. Блиц-криг не удался. И - первые разочарования: PSP умеет не всё... Почитал руководство, форум, другие источники - вывод подтвердился: разработчикам еще есть над чем поработать. Но мне-то слайд-шоу надо через две недели готовое! Значит, придется обходиться тем, что есть. Попутно попытаюсь рассказывать, как удается пробиваться сквозь дебри особенностей нового для меня продукта. С удовольствием приму любые замечания, указания на ошибки и критику вообще. Будет занятно, если итогом получится кратенькое руководство по PSP для "чего-то уже умеющих" и не желающих читать объемистый том руководства.
Как сделать презентацию в целом мне понятно: надо создать последовательность слайдов на Timeline и определить переходы между этими слайдами. А еще положить аудиофайлы (скорее всего, некий аудиомикс) на единственную звуковую дорожку. Любой слайд в PSP - это набор слоев, каждый из которых может содержать растровое изображение, маску, видео или звук (к растровым изображениям я отношу также заливки, текстуры и градиенты). К содержимому графического слоя могут применяться различного рода воздействия - перемещение, вращение, масштабирование, операции с цветом и прозрачностью, а у звукового содержимого слоя можно установить уровень громкости воспроизведения, задавая также величину затухания громкости (фЕйдинг) в начале и в конце воспроизведения. Слой с графикой также может содержать собственные переходы, для звуковых слоев каких-то особых переходов я не обнаружил. Слои, как во всех редакторах, допускающих послойную обработку, работают по принципу суперпозиции (наложения), причем самый верхний слой является полностью видимым, а те что ниже видимы ограниченно. Исключение из этого бывает, когда верхний слой - маска, определяющая частичную видимость нижележащего слоя, поскольку сама маска полностью никогда не видна (кто не знает про маску, может все про неё смело пропускать). Вся сила PSP кроется в слоях и ключевых кадрах. Но об этом позднее. Я забыл сказать, что еще перед тем, как делать презентацию, надо определиться с параметрами проекта. Главный - это в каком формате выводить результат. Причем, в части формата главное определить разрешение устройства, на котором будет отображаться презентация и соотношение сторон его экрана (аспЕкт). Кто не понял - возьмите пульт от своего телевизора, включите любой канал, а потом посмотрите, как выглядит ваша картинка с соотношением сторон 4:3 и 16:9. В одном из вариантов круг всегда вытянется в эллипс. Бывают и другие соотношения, поэтому создавая проект, надо сразу выставить его Aspect Ratio в нужное значение. И в дальнейшем, если использовать стили, брать их именно для этого аспекта.
Итак, начинаем!