Лирическое вступление
Так уж случилось, что мне неожиданно поручили за три недели создать слайд-шоу для юбиляра. Не простого - руководителя нашей, достаточно серьёзной организации. С нуля. Высыпали на стол сотню древних и не очень фотографий - и давай мол, твори
. Длительное время занимаясь фотографией и видео, поработав с достаточным количеством соответствующих редакторов, я всегда немного снисходительно посматривал в сторону "смешных слайдопрограммулек". Ведь я прекрасно понимаю, что слайд-шоу - это обычный видеоролик, созданный на основе тривиальных фотографий, так или иначе оформленных и приправленных различными эффектами - движением, переходами и прочим. Следовательно, такой ролик можно создать в любом знакомом мне видеоредакторе. Четыре дня ушло на получение сканов и их ретушь в Adobe Photoshop, еще два - на определение хронологии, в которой фотографии следует расположить. А потом... потом я загрузил пару первых фото в Adobe Premiere. Поигрался с анимацией, оформлением и понял, что в срок мне не успеть, даже если по 24 часа в сутки сидеть. Предрассудки долой: надо искать редактор для слайд-шоу! Как известно, когда совсем плохо на душе становится, нынешний Homo Sapiens лезет в Интернет. Там он находит отдушинку, или ему окончательно делают плохо ))). В очередной раз повезло. Довольно быстро наткнулся на образцы слайд-шоу и все следы привели к Proshow Producer (PSP для краткости). Попал на этот вот форум. Быстренько раздобыл и поставил PSP, а потом даже скачал руководство (!). Как все, кто много работает с компьютерами, я придерживаюсь общепринятого в нашей среде правила: RTFM (Read This Fucking Manual). Это означает, что если никак вопрос решить не можешь - попробуй почитать руководство. 
Посмотрел видеоурок для начинающих. Первое впечатление от PSP: самое оно! И поработав хоть немного, например, в Adobe AfterEffects, разобраться в идеологии PSP можно за пару часов. Но это в идеологии. А как известно, дьявол прячется в деталях. Вот о них мне и хочется поговорить. Если из этих разговоров выйдет какой-то набор приемов для тех, кто имеет опыт редактирования видео и растровых изображений, но хочет освоить еще и PSP - тема затронута не зря.
Увидел в PSP очень знакомые по названию вещи - маски, ключевые кадры, переходы и стили. Ясное дело - это основа всего. Взял тут же на форуме готовый проект, загрузил в PSP и попробовал разобраться, что и как. Хм... далеко не все так просто и очевидно. Делаешь привычное по знакомым редакторам действие - и опа - ничего не получается. По крайней мере ничего из того, что ожидаешь. Блиц-криг не удался. И - первые разочарования: PSP умеет не всё... Почитал руководство, форум, другие источники - вывод подтвердился: разработчикам еще есть над чем поработать. Но мне-то слайд-шоу надо через две недели готовое! Значит, придется обходиться тем, что есть. Попутно попытаюсь рассказывать, как удается пробиваться сквозь дебри особенностей нового для меня продукта. С удовольствием приму любые замечания, указания на ошибки и критику вообще. Будет занятно, если итогом получится кратенькое руководство по PSP для "чего-то уже умеющих" и не желающих читать объемистый том руководства.
Как сделать презентацию в целом мне понятно: надо создать последовательность слайдов на Timeline и определить переходы между этими слайдами. А еще положить аудиофайлы (скорее всего, некий аудиомикс) на единственную звуковую дорожку. Любой слайд в PSP - это набор слоев, каждый из которых может содержать растровое изображение, маску, видео или звук (к растровым изображениям я отношу также заливки, текстуры и градиенты). К содержимому графического слоя могут применяться различного рода воздействия - перемещение, вращение, масштабирование, операции с цветом и прозрачностью, а у звукового содержимого слоя можно установить уровень громкости воспроизведения, задавая также величину затухания громкости (фЕйдинг) в начале и в конце воспроизведения. Слой с графикой также может содержать собственные переходы, для звуковых слоев каких-то особых переходов я не обнаружил. Слои, как во всех редакторах, допускающих послойную обработку, работают по принципу суперпозиции (наложения), причем самый верхний слой является полностью видимым, а те что ниже видимы ограниченно. Исключение из этого бывает, когда верхний слой - маска, определяющая частичную видимость нижележащего слоя, поскольку сама маска полностью никогда не видна (кто не знает про маску, может все про неё смело пропускать). Вся сила PSP кроется в слоях и ключевых кадрах. Но об этом позднее. Я забыл сказать, что еще перед тем, как делать презентацию, надо определиться с параметрами проекта. Главный - это в каком формате выводить результат. Причем, в части формата главное определить разрешение устройства, на котором будет отображаться презентация и соотношение сторон его экрана (аспЕкт). Кто не понял - возьмите пульт от своего телевизора, включите любой канал, а потом посмотрите, как выглядит ваша картинка с соотношением сторон 4:3 и 16:9. В одном из вариантов круг всегда вытянется в эллипс. Бывают и другие соотношения, поэтому создавая проект, надо сразу выставить его Aspect Ratio в нужное значение. И в дальнейшем, если использовать стили, брать их именно для этого аспекта.
Итак, начинаем!


Теперь при повторном вызове PSP мы можем открыть существующий проект, выбрав нижнюю иконку Open Show и указав нужный файл проекта. Если мы постоянно работаем с проектом, нам будет сразу предложено его открыть.
, срок сдачи проекта 24.11.2011 и я действительно пока полный чайник в PSP. Но сделать работу все равно придется.




Думаю ваши первые шаги, так досконально описанные, всем новичкам будут большим подспорьем 
Комбобокс Video Standard (ниже и левее) позволяет нам выбрать систему. Конечно же, это PAL, у нас тут не Америка. Хм... а вот еще ниже Audio Format для записи звука почему-то нам предлагает кодек PCM. Несжатый звук (это который .wav) займет много места, а смысл? Заменим на MP2 (MPEG-кодирование), пусть подожмет, как положено на DVD. Ниже два комбобокса с птичками, которые предлагают предпринять меры, чтобы изображение меньше дрожало и выглядело более естественно на телевизоре. Не возражаю. И самый нижний комбобокс предлагает осуществлять кодирование с максимально возможным качеством (High Quality). Договорились. В правой части окна читаем, что наши установки породят видео стандарта PAL, где каждый кадр будет иметь размер 720х576 пикселей и закодирован, как это и принято для DVD в MPEG2. При частоте показа 25 кадров в секунду (25 fps - стандарт для телевизионной системы PAL) поток может достичь 9.716 Мбит/с (Хм...а это неслабо..., DVD+RW может и не потянуть на воспроизведении). При таких условиях на диск влезет до 1 часа видео (Capacity: Up to 1 hour). Прочее там неинтересно.
). Дорисовать просто, а вот убрать... Скорее всего, фотография окажется испорченной. Но представим теперь, что перед тем как рисовать, мы наложили на фотографию лист идеально прозрачного материала - стекла или полимерной пленки. И стали рисовать на нем. Для внешнего наблюдателя общая картина не изменится - "усы и шпага - всё при нём". Но теперь мы получили две замечательные возможности. Первая - убрали стекло и фотография приобрела прежний вид. И вторая - для того, чтобы часть нарисованного убрать, достаточно стереть его со стекла,не заботясь о том, чтобы не повредить нашу фотографию. Мы сделали процесс неразрушающим наше исходное изображение и получили возможность легкого внесения изменений. Отличная идея! Стекло - это дополнительный слой, который мы ввели в процесс обработки нашей фотографии. Первый (нижний) слой - исходная фотография, второй (верхний) - стекло. А если мы хотим зафиксировать наши изменения? Ну что же, скрепим стекло с фотографией и отнесем этот "бутерброд" на ксерокс. Развивая идею с прозрачными слоями можно добавлять наверх всё новые стекла и на каждом что-то рисовать. Но тогда ведь можно и пошагово отменять внесенные изменения, просто убирая нужные стекла-слои. Эта идея со слоями оказалась настолько эффективной и удобной, что современный мало-мальский приличный редактор просто обязан поддерживать работу со слоями.
С трафареткой понятно? Если да, то поздравляю, вы в основе поняли, что такое маска, ибо трафареты в PSP (а также в других программах обработки изображений) называются масками. Конечно, маски гораздо совершеннее простых трафаретов, но сам принцип их работы именно таков.
